Второе Гельветическое Исповедание
Глава XXIII. О церковных молитвах, пении и канонических часах
Родной язык. Несмотря на то, что любому человеку позволено совершать частные молитвы на том языке, который он понимает, публичные молитвы во время богослужения должны совершаться на языке, понятном для всех присутствующих. И пусть все молитвы, творимые верующими, будут возносится по вере и любви только к Богу и через посредничество одного Христа. Священство Христа Господа и истинная религия воспрещает призывания святых на небесах или использование их в качестве посредников. Должно возносить молитвы за правителей, царей, начальников, церковнослужителей и все приходские нужды. В [разнообразных] бедствиях и, особенно, постигших Церковь, должно непрестанно совершать приватные и общие молитвы.
Непринуждённая молитва.[25] Более того, пусть молитвы совершаются свободно, без принуждения или ради награды. Неправильно также, когда молитвы суеверно ограничиваются одним местом, словно было бы незаконно совершать молитвы где-либо ещё, за исключением церковного здания. Нет также необходимости, чтобы публичные молитвы во всех приходах совершались по одинаковой форме и в одно и то же время. Каждая церковь свободна в этом отношении. Сократ [Схоластик] в своей церковной истории пишет: «Во всех частях мира вы не найдёте и двух церквей, полностью сходных в молитве» (Hist. ecclesiast. V.22, 57). Авторы этих различий, как представляется, в разные времена были руководителями Церкви. Однако если кто-либо согласен в этом, это заслуживает похвалы и достойно подражания.
Способ молитвы. В публичной молитве, как и во всём остальном, должен быть некий образец, дабы она не стала чрезмерно длинной и утомительной. Поэтому большую часть богослужения следует посвятить проповедованию Евангелия. И пусть будет проявлена соответствующая осмотрительность, дабы не утомить общину слишком долгими молитвами, так что, когда наступит время для слушания евангельского учения, они в изнурении не покинули бы собрания или не желали и вовсе остановить богослужение. Таким людям проповедь, в других обстоятельствах весьма краткая, покажется слишком долгой. Вот почему необходимо, чтобы проповедники держались какого-либо образца.
Пение. Подобную умеренность необходимо проявлять и там, где в богослужении используется пение. Хоралы и распевы, называемые григорианскими, содержат в себе множество глупостей, а потому справедливо отвергаются многими нашими церквами. Если в церквах есть истинная и надлежащая проповедь,[26] но нет пения, их не должно осуждать за это. Ибо не у всех церквей есть возможность и потенциал для пения. Кроме того, из свидетельств древних хорошо известно, что обычай пения появился очень рано в восточных Церквах, тогда как на Западе в полной мере он был принят только спустя некоторое время.
Канонические часы. Древние христиане ничего не знали о канонических часах, то есть, о фиксированных молитвах, совершаемых в определённые часы дня, которые распеваются или раз за разом повторяются папистами, что следует из их бревиариев и других наставлений. Кроме того, у них есть и другие нелепости, говорить о которых не имеет никакого смысла. Они справедливо заменяются нашими церквами на то, что более благотворно для всей Церкви Божьей.
[25] Здесь имеются в виду не т. н. «свободные» молитвы в противовес молитвам по установленным (чаще всего, записанным) формам (см., например, служебники Кальвина, Нокса и различных Реформатских Церквей), но молитвы, совершаемые по принуждению без какого-либо библейского обоснования.
[26] В латинском тексте используется слово «orationem», которому придали значение «молитвы». Однако в данном контексте его нужно переводить в соответствии с классическим значением, то есть как «проповедь, речь».
Этот материал еще не обсуждался.